21:10
ОТ ШКОЛЫ ФЕШИНА К ШКОЛЕ ХНЫГИНА

 

Арт-галерея "Либерти"

 

Художественные поиски русских живописцев начала XX века нашли продолжение в творчестве многих советских мастеров. Несмотря на строгую регламентацию возможных в советском искусстве направлений, тем и сюжетов, выпускники дореволюционных академий и художественных школ продолжали следовать заветам своих учителей - развивали художественные приемы талантливых предшественников.  Благодаря этому, советским художникам удавалось создавать удивительно самобытные и необычные по технике исполнения произведения. Среди таких мастеров - Лазарь Алексеевич Хныгин (1882 - 1969), ученик непревзойденного мастера колорита и выдающегося портретиста Николая Ивановича Фешина (1881 - 1955).

 

Преподававший более десяти лет в Казанской художественной школе, Фешин стремился привить своим воспитанникам внимательное отношение к цвету. Как вспоминает Хныгин, он учил, что

«в портретах нужно не только сходство, но и сильная живописная сторона».

Волей судьбы, после отъезда Фешина за рубеж, его наследие на родине сохранилось в творчестве его ученика.

 

В эпоху, когда искусство было подчинено идеологическим требованиям абсолютной «понятности» художественного образа, Хныгин стремился к «живописности» в своих работах. Находясь на посту председателя горьковского отделения Союза художников РСФСР и руководя художественной студией при Союзе, он не только внес большой вклад в развитие этой организации, но и воспитал несколько поколений учеников. Тонкий живописец со своим неповторимым художественным почерком, он был непререкаемым авторитетом среди художников. Его суждения и оценки становились для горьковских мастеров заповедями на всю жизнь. 

 

Преподавательскую деятельность Хныгин начал ещё в 1920-е годы, когда работал в Нижегородском художественно-промышленном техникуме. В это же время (1925, 1926 гг.) он представил свои произведения на выставке нижегородского отделения Ассоциации художников революционной России (АХРР). Произведения 1920-1930-х годов, отвечающие по тематике требованиям нового советского государства, свидетельствуют, что художник много внимания уделял колориту. К этому периоду относятся различные жанровые композиции, посвященные как городским стройкам, так и сюжетам из сельской жизни.  Наиболее известны его работы, созданные на строительстве Горьковского автозавода и во время творческих поездок по колхозам нижегородской области. Официальная критика отмечала «эскизность» многих из них. В действительности, за «эскизность» принимали тщательную колористическую проработку, которой художник уделял самое пристальное внимание. Среди таких работ можно отметить небольшое произведение «У костра» (холст на фанере, масло; 15,2х40), написанное художником в 1939 году.

«У костра»

Здесь фигуры колхозников, отдыхающих после долгого трудового дня у костра, намечены художником несколькими цветовыми пятнами. Хныгина больше интересовали тональные переходы раскинувшегося вокруг и погружающегося в сумерки бескрайнего поля.  В творчестве художника неизменно присутствовала и тема, связанная с традициями русской деревни. В работе «Сборы на ярмарку» (фанера, масло; 25,4х35), используя различные оттенки всего двух цветов -  синего и коричневого, Хныгин передает радостное оживление людей перед поездкой в город.

«Сборы на ярмарку»

Постепенно художник начинает все больше обращаться к пейзажу. Именно этот жанр, расположенный на периферии жанровой иерархии в советском искусстве, позволял живописцу максимально работать с цветом. В небольших волжских пейзажах 1940-х годов Хныгин стремился передать мощь и величие русской реки. Так, в работе «Летом на Волге» (картон, масло; 29х57 см) он оставляет зрителя наедине с природой, исключив из композиции архитектурные или бытовые детали. Эта особенность, отличающая пейзажи Хныгина от живописи других мастеров, позволила художнику создать целую серию небольших по размерам, но монументальных по ощущению видов волжских берегов. В середине 1940-х - начале 1950-х годов художник обращается к пейзажам городских окраин. Весеннее оживление и теплое солнце - главные мотивы «Весны в поселке» (1946; холст, масло; 59,8х79). Используя сочетания коричневато-серых и голубых тонов, он создает эффект тонкой дымки от согретого солнечными лучами воздуха.

«Весна в поселке»

Яркая индивидуальная манера письма, богатство палитры и тонкость цветовых соотношений выделяла Хныгина среди горьковских живописцев, что не очень приветствовалось в советское время. Тем не менее, его деятельность как художника и педагога заслужили всеобщее признание, а в 1957 году он получил звание Заслуженного деятеля искусств РСФСР. Наследие художника нашло отражение в творчестве его учеников: А.М. Каманина (1933-1992), В.Ф. Холуева (1932-2002), Ю.А. Кузьмина (1938-2001) и др.

 

Работы Хныгина представлены в Государственной Третьяковской галерее, Государственном Русском музее, Нижегородском Государственном художественном музее и других региональных музейных собраниях.

 

http://www.libertyartgallery.ru


***


Справка:

Хныгин Лазарь Алексеевич

(1882, с. Холязино Нижегородской губ. - 1969, Нижний Новгород)

Живописец, заслуженный деятель искусств РСФСР (1957)

Занимался рисунком и живописью в студии Л. Диаманта. Учился в Казанской художественной школе (1909-1913) у Н.И. Фешина и в Императорской Академии художеств (1913-1918) у В.Е. Маковского.


Жил и работал в Нижнем Новгороде. Автор индустриальных полотен, посвященных строительству ГАЗа, трудовых буден сормовской судоверфи. В 1920-х гг. преподавал в Нижегородском художественно-промышленном техникуме. Работал в области жанровой картины, портрета, пейзажа.


Член Союза художников России с 1934 года. Председатель правления Горьковской организации Союза художников РСФСР (1945-1948). Внес большой вклад в её становление и развитие.

 

Участник всесоюзных, республиканских и зональных художественных выставок с 1908 г. С 1928 года - участник художественных выставок АХРР, АХР, зональной ("Большая Волга", 1964), республиканской (Москва, 1928), всесоюзных (Москва, 1928, 1948) художественных выставок.
 

Персональные выставки:

1925 г. - Нижний Новгород

1952, 1957, 1962, 1982 гг. - Горький

 
Работы художника находятся в Государственной Третьяковской галерее, Государственном Русском музее, во многих региональных музеях, а также в частных собраниях.

 

 

Категория: Топ материалов | Просмотров: 185 | Добавил: admin
Всего комментариев: 0
avatar