21:46 Архиепископ Иринарх (Парфенов). Воспоминания о Большом Мурашкине | |
Справка:
Архиепископ Иринарх (в миру - Иван Васильевич Парфенов) родился 18 ноября (1 декабря) 1881 года в слободе Печоры близ Нижнего Новгорода в семье потомственных старообрядцев. С 13 лет поступил на работу, одновременно помогая при местном старообрядческом храме. 1 июня
В
В Самаре епископ Иринарх оказался в самое тяжелое время: усилились гонения, в 1929 году был принудительно закрыт самарский храм, а в 1930 году арестован и сам епископ Иринарх. Он вышел на свободу в 1940 году, когда на воле оставался лишь один престарелый епископ Сава Калужский, который и возвел епископа Иринарха в сан архиепископа Московского и всея Руси. Умер владыка Иринарх 7 марта 1952 года.
Автобиографические заметки: Воспоминания внучки архиепископа Иринарха Анны Павловны Крыловой
Приведённый ниже отрывок воспоминаний охватывает период с 1900 по 1929 гг.
***
В 1900 году я женился и простился с родным Нижним Новгородом, переехав в село Большое Мурашкино Княгининского уезда Нижегородской губернии, в дом старообрядческого священника Михаила Степановича Дубровина. Он после смерти своей дочери Ираиды воспитывал внучку Александру Дмитриевну Красильникову, рожденную в селе Лыскове. Вот эту девицу Александру о. Михаил и выдал за меня. Святое бракосочетание совершал над нами сам дедушка - священноиерей о. Михаил Дубровин 1900 года октября 18 дня, в среду, на память святого апостола и евангелиста Луки, после Божественной литургии в том храме, в котором он прослужил сорок лет.
Прошло десять лет мирной, христианской супружеской жизни. И вот любимый всеми наш дедушка священноиерей о. Михаил заявляет всему обществу: „ Возлюбленные мои сыны и дщери. Силы мои мне изменяют, и аз, грешный, не в состоянии обслуживать разбросанный на 50 верст кругом приход. А за несохранение и одной овцы боюсь и ужасаюсь. Поэтому прошу, выбирайте кандидата во священники". Около трехсот голосов закричали: „Просим все Ивана Васильевича!" Услышав этот шумный вопль, я незаметно, потихоньку вышел из храма, пошел домой и поделился всем с любимой супругой Александрой. Не успело пройти и несколько минут, как является депутация старцев, которые пали ниц и со слезами начали спрашивать меня и умолять: „Не уйдем до тех пор, пока не дашь свое согласие быть в нашем приходе священником. Народ из храма не уходит - ждет твоего ответа". Тогда я заявил просителям: „Братие, вот вам документ - ставленая грамота о. Михаила, из которой видно, что он прослужил священноиереем 47 лет. Давайте попросим его еще прослужить 3 года -до пятидесятилетия, и тогда я скажу: „Буди воля Господня на все!". На этом и порешили. Прошло еще три года, в течение которых о. Михаил продолжал свое священническое служение на своем приходе. Наступил праздник св. Пятидесятницы, на который был приглашен епископ Иннокентий. Приехал он к нам в пятницу вечером. Члены общины приняли его с подобающей честью, предоставили комнату при храме, а стол и прочие все удобства - в доме купца Василия Васильевича Преснякова, где владыке обьяснили обстановку в общине и просили совершить священническую хиротонию.
В тот же вечер я должен был явиться к епископу Иннокентию, который все обрисовал мне, как на карте, и на другой день, в родительскую субботу, диакон Иоанн Васильевич Шешунов (он о. Михаилу приходился племянником) сумел меня так растревожить, что я, как говорится по-деревенски, встал на дыбы: „Не пойду! Не могу!" Но, в конце концов, молитва все победила, и я оказал послушание.
В 1913 году на праздник Святыя Троицы. (2 Июня) Епископ Иннокентий меня поставил в диаконы, а на другой день, сиречь в Духов день, 3 июня - во священники. Понедельник попраздновали, а во вторник владыка стал собираться в Нижний и пригласил меня с собой. Это было и мое желание, чтобы иметь практику под руководством и наблюдением епископа. 4 июня мы выехали на паре на рессорном тарантасе в приход Картошину.
Ехали через село Григорово - родину священномученика протопопа Аввакума, которое находится в 8 верстах от Мурашкино, и затем, через 15 верст, приехали в село Вельдеманово - родину исчадия ада, звероподобного реформатора, ломателя преданий св. апостолов и св. отец, нарушителя древнего благочестия патриарха Никона (мордвина). Далее, в 28 верстах - деревня Картошина, где находился наш старообрядческий молитвенный дом. Священника о. Иоанна застали за уборкой скота.
„Вы цево меня не известили, я бы браги наварил. Ну, цево? Бабы, тащите-ка молока, сметаны, яиц, там ведь ватрушки да блины, хотя застыли, да постоят". Владыка говорит: „Спаси Христос, мы не хотим. А ты давай лошадей". - „А вы разве не ночуете?" - „ Нет, нет". - „ А куда же вы?" - „ А мы в Таможников". Ну, цево? Приходится архиерея слушать"...
Уходит. Через час пригоняет жеребца и начинает запрягать. А владыка спрашивает: „Почему не пара?" - „Владыко мой, жеребец через два часа доставит вас в Таможников". - „А сколько верст?" - „Двенадцать". Действительно, часа через два мы были уже в Таможникове. Священник там тоже о. Иоанн, но обстановка совсем другая: чистота и опрятность, потому что ближе к Волге. „Ну, владыко, прости и благослови в обратный путь". - „А разве не ночуешь?" - „Нет". - „А не боишься?" - спрашивает матушка. „А чего ему бояться, - шутит таможниковский о. Иоанн, - когда он бесей изгоняет. Oни с о. Алексеем Старковым по бесогонительству прославились на всю Россию".
Благополучно переночевали и в среду приехали в Безводно, монастырь, где я в первый раз служил вечерню. Владыки Иосифа дома не было, он на Троицу уехал в Казань. Ужин подали на славу: уха из стерляди, разные ватрушки, крендели, витушки, яичницы и блины со сметаной, маслом и черной икрой. Владыка Иннокентий шутит мне: „Вот, о. Иоанн, а еще в попы не шел, вишь как кормят".
В этот же вечер нас проводил о. Иоанн Волжанин на пристань. Пароход местного сообщения пришел поздно, на него мы и погрузились. Утром уже были в Нижнем. С пристани поехали на извозчике на Ильинку, на квартиру к владыке, где он дал распоряжение купить билеты до Васильева, а сами мы на извозчике отправились на Бугровское кладбище, где от Власинского (Елесинского?) монастыря был отделен „филиал" - человек двенадцать монашек. Приехали как раз к обеденному времени. Как кормили - перечислять не буду, применимо к самому первоклассному ресторану, да и на дорогу всего нагрузили. Затем подали извозчика - и до квартиры, где извозчику велено ждать, и потом на пристань.
В пятницу утром были в слободе Васильево. Согласно поданной телеграмме нас встречали и проводили в квартиру протоиерея Василия Баринова, которая находилась на часовенном дворе в двухэтажном каменном здании наверху - в пять комнат, шестая - кухня. Гостеприимный батюшка провел нас в зал - большую комнату, окнами на Волгу. На столе стоял шипящий самовар и с большую пуховую подушку гора пряженцев (пирогов).
Позавтракали. Батюшку пригласили крестить, пришли с младенцем. Владыка Иннокентий сделал о. Василию распоряжение, чтобы крестил я. Сколько было в этот момент у меня страху - как бы не утопить! Пока совершал крещение, все время призывал в помощь Святителя Николу, и он помог: все прошло благополучно, окрестил имя младенцу Григорий. Отцу Василию Баринову заплатили за крещение серебряный рубль, и этот рубль он передал мне: „Вот, новый делатель на ниве Христовой, возьми сие - твои труды". Я получил и поблагодарил. Это было первое крещение младенца в моей жизни, которое я запомнил навсегда, и этот рубль я хранил как память.
После обеда нас с владыкой перевезли на лодке на другую сторону Волги, где час ожидала подвода. И в заговенное воскресенье я служил свою первую литургию. Владыка в понедельник уехал, а меня благословил служить ежедневно. Через три недели владыка вернулся, проверил. Прочитал поучение и словесное назидание, какому должно быть иерею божию и отпустил меня с миром. Благополучно я возвратился в свой богоданный приход и в родной семейный очаг. Сколько же было при свидании радости и россказней!
Прошел год моего тихого служения, приходилось проявлять много и энергии, и энтузиазма. Наступил август 1914-го и вдруг - объявление войны! Началось для человечества кошмарное время. В нашем селе устроили пересыльный пункт, ежедневно пригонялись большие сотни мобилизованных людей всякого возраста. Боже мой милосердный! Крики, стоны, плач, слезы! И сама природа тогда обрушилась сильными наводнениями, пошли ежедневно дожди и дожди. И так продолжалось до конца октября.
Народная молва гласила, что скоро война кончится. Но эта молва, как лесное эхо. Пронеслась и затихла. Кончился 1914 год, наступил 1915-й и тоже прошел. Наступил 1916-й, а война все идет и идет. А люди уж будто и привыкли - жизнь текла своим чередом, только не было бракосочетаний и вина.
Пришли и прошли 1917 и 1918 годы. Что здесь происходило - читайте лучше историю, которая расскажет все подробно.
В конце 1918 года по случаю начавшегося голода я свою родительницу Елену Васильевну Парфенову перевез на жительство к себе - в село Б. Мурашкино. Она прожила у меня около года и 12 июня 1919-го тихо преставилась. Перед смертью была напутствована духовным отцом и пособорована. Похоронена с подобающими христианскими почестями.
А еще ранее заболел священноиерей о. Михаил, наш дед. Все духовные потребности были исполнены. В загробную жизнь он отошел тихо, спокойно, как младенец. Умер он 4 февраля 1919 года в 6 часов утра. Погребение закончилось в 5 часов вечера. На нем присутствовали шесть священников, семь диаконов; на кладбище через все село провожало все духовенство в облачениях, с крестным ходом. Несли шесть хоругвей, запрестольные иконы и животворящий крест, перед которым фонарь с зажженной свечой. За поминальной трапезой присутствовало около 500 человек.
В 1916 году я со своей супругой Александрой Дмитриевной ездил в Пермь, где служил на военной службе ее родной брат Сергей Дмитриевич Красильников. По пути заезжали в Казань. Когда возвращались обратно, моя жена сильно простудилась. В городе Космодемьянске делали остановку, а когда вернулись обратно сесть на пароход, он очень сильно запоздал - пришлось ждать часа полтора на пристани, в пролете, где гулял сквозной ветер. И вот тут она, моя милая, видимо и схватила, грубо говоря, чахотку. Когда приехали на ее родину - в с. Лысково, то она сильно разболелась, и пришлось отправлять ее в Мурашкино в болезненном состоянии, а Мурашкино от Лысково в 33 верстах гужевого сообщения.
Дома я принял все меры лечения, дважды в неделю приезжал на дом врач Борис Константинович - очень опытный, имевший большую практику и с большим образованием, работавший в Петрограде, а к нам попавший совершенно случайно: он выступал против царского правительства, которое и отправило его из Петрограда в ссылку. Прошло уже два месяца лечения, а здоровье жены все не улучшалось. Тогда врач предложил положить ее в больницу. С общего согласия решили это предложение принять. Она исправилась (т.е. исповедалась и причастилась), затем отслужили молебен и отправили ее в больницу. Врач принял энергичные меры лечения. Я в это время усердно воссылал к Всевышнему молитвы, нищую братию не забывал, не отказывал никому из бедных. Супруга моя помаленьку стала поправляться и через три месяца ее из больницы выписали. Но, увы! Есть русская пословица: „На леченом коне много не наездишь". Прошли 1921, 1922 годы, и моя супруга стала опять прихварывать, а в 1925 году основательно прикрепилась к одру болезни.
Пришел для меня горестный год. Наступил Великий Пост, пришла 6-я неделя. В четверг утром, придя со двора, я залез на печку согреться, и оттуда смотрю на больную жену. А она, лежа на кровати, и говорит: „Ах. отец, отец! Много будет еще впереди тебе испытаний, которые побеждай только молитвой, также не забывай меня в молитвах". На ее слова я ответил, что она об этом говорит что-то раненько. „Нет", - отвечала она четко. Наступило молчание. Затем она обращается ко мне: „Можно мне выпить чашку чаю?" - „Почему же? Пожалуйста".
Я скорее слез с печки и пошел в верхнюю комнату, где дочка Оленька наводила порядок после побелки в ожидании высокоторжественного праздника Святой Пасхи (специально был приглашен маляр, который только что и закончил побелку). Там же присутствовал мой свояк Степан Куфьевич Хорев, военный человек, который во время отпуска приехал на родину в село Бакалды к родителям и теперь пришел навестить больную. Я сделал распоряжение Оле, чтобы подала матери чаю, а сам пошел колоть и убирать дрова. А сердце болит и ничему не рад, и все якобы мне мешают.
Прошло с полчаса, бежит ко мне дочка: „Папа, иди скорее, с мамой какая-то перемена! И она не говорит..." Я вошел, посмотрел: она глубоко дышит, глаза закрыты, руки на груди. Мне показалось, что она просто заснула. И какая-то сила гонит меня опять во двор, и я гоню от себя мысль, что вот-вот болящая умрет. Только я вышел, дочка опять меня зовет: „Папа, идите, мама умирает..." Я вбегаю и вижу действительность. Только тут мой ум просветился: надо бы канон на исход души почитать, о детях последнее напутствие спросить. Но, увы! Уже поздно. Все кончено. Успел только заметить, как она медленно, тихо, спокойно, как младенец, три раза вздохнула - и все кончилось.
Умерла она в четверг, в 11 часов дня 27 марта 1925 года. Жития ея в здешней временной жизни было 43 года. В совместной супружеской жизни прожили мы 24 года 2 месяца и 27 дней. Детей у нас было всего семь человек. Из них пять умерло в младенческом возрасте; девочка и четыре мальчика, за что несказанно благодарю милосердного Бога.
Была весна. Время бездорожное. За духовным отцом поехали верхом по проселочным дорогам, на которых местами мостики подняло вплавь. По случаю опоздания духовного отца хоронить пришлось на четвертый день, а именно, в Вербное воскресенье 30 марта. Старообрядческое кладбище было расположено на пригорке, и от села его отделял овраг, наполненный водянистым снегом. Пришлось гроб переносить на длинных шестах, и провожающие добирались кто как сумел. А провожать пошли все до единого, сколько было в храме на погребении. С кладбища вернулись все к поминальному столу трапезовать.
Пасху в 1925 году праздновал я с грустными мыслями. Хорошо знал, это грех, но „дух бодр, плоть же немощна", и я не мог побороть настроение.
Прошел год. В 1926-м на праздник Вознесения Господня приехал к нам в Мурашкино епископ Гурий. После торжественного соборного служения за общей трапезой вдруг объявляет присутствующим вроде бы несерьезным тоном: „Братие, крепче запирайте ворота, скоро мы от вас о. Иоанна возьмем". Все запротестовали, заохали, закричали, а особенно те, кто по лишней пропустил, но серьезного ничего не применили.
Летом 1927 года врасплох приезжает ко мне на дом неизвестный гражданин, а я в это время служил Божественную литургию. Встретила его моя дочь и привела в храм. После литургии он подходит ко мне, берет благословение и рекомендуется, что он старообрядец из города Хвалынска Саратовской области, где имел большой магазин, числился купцом 1-й гильдии, был строителем и попечителем старообрядческого храма, а теперь лишен за грехи всего. Много скитался по Сибири, но теперь все прошло и он спокойно основался в Самаре, где и проживает по сие время. За все Богу слава! Назвал свое имя - Степан Григорьевич Гузиков.
„А теперь, дорогой мой батюшка, - продолжал он, - разрешите вам объявить цель моего приезда к вам. Я теперь состою членом двадцатки Самарской старообрядческой общины, которая и уполномочила меня поехать к вам и просить вас занять святительский пост и быть надзирателем и блюстителем Самарской епархии, которая сейчас стонет и разлагается от внутренних врагов, потому что нет собственного хозяина. А на основании чего я приехал? Согласно благословения епископа Филарета Казанского, который временно управляет Самарской епархией. Он благословил собрать Самарский епархиальный съезд и указал вас кандидатом на Самарскую епархию. Съезд состоялся от всех пяти благочинии Самаро-Уральской и Ульяновской епархии, и на нем единогласно решили избрать вас. Вот документы". И он подал мне бумаги.
Пресняковы пригласили нас пить чай. После чая пошли погулять, и я показал гостю наше большое село. Вернулись мы к обеду. После обеда Степан Григорьевич начал меня упрашивать и, как на Мариино стояние, без конца мне кланялся в ноги. Я ему в ответ сказал, чтобы он и не трудился и не надеялся - согласия я не дам, не пришло еще время. На этом наша беседа и закончилась.
За вечерним чаепитием пошли у нас беседы на разные темы. Гость у меня заночевал, а утром я пошел на базар и нанял ему подводу за 2 рубля - до пристани Работки, отстоящую от Мурашкино на 25 верст. Мой гость уехал и из Самары сообщил, что благополучно приехал в Работки приблизительно часов в семь вечера, сел на пароход и прибыл в Самару.
В 1928 году весной был Нижегородский епархиальный съезд, на котором единогласно утвердили мою кандидатуру. Того же года в августе состоялся в Москве Священный Собор, на котором меня упрашивали принять сан епископа. Я всячески отказывался, мотивируя своим малознанием, несколько раз доводили меня до слез.
Наступило воскресенье. Было объявлено, что состоится постриг священноиерея о. Василия Никитина с наречением имени Викентия. Утром в воскресенье о. Петр Селин собрался праздновать в храме на Тверской, где служил протоирей о. Петр Николаевич Прохоров из села Горбатова Нижегородской губернии, его земляк. (Я его также отлично знал, когда он был дьячком у Курбатова, а я там служил мальчиком.) Вот о. Петр Селин и соблазнил меня туда пойти, где праздновали. Туда же пришел и владыка Гурий. После литургии о. Петр Селин говорил проповедь. На правом клиросе управлял хором Василий Петрович Марков, который очень благодарил о. Петра за проповедь. На Рогожское я вернулся поздно вечером и крепко уснул. Утром я очень просил владыку Гурия благословить меня уехать домой, но он не благословил, сказав, что поеду тогда, когда кончится Собор.
Около обеда архиепископ Мелетий посылает за мной. Я прихожу. Он берет меня за руку, приводит в предел преподобного Сергия, в алтарь, к Спасителю за престолом и говорит: „ Вот, смотри на Спасителя. За твой отказ принять святительский сан -это за грех - никогда не замолишь. Если не хочешь служить Спасителю - Он тебя накажет".
При виде Спасителя на меня напал какой-то страх, и я, многогрешный, ленивый, грубый, дал согласие. Архиепископ Милетий меня благословил и сказал: „Приложись к ручке Спасителя". Потом мы вошли в зимний храм, где шло заседание Священного Собора. Он указал мне место, и я сел с епископами.
По окончании собора я вместе с епископом Гурием поехал в Нижний. Утром прибыли благополучно в Нижний, я владыку проводил до квартиры на церковном дворе, а сам спустился к пароходным пристаням. Смотрю, тащится епископ Филарет и несет на себе два больших чемодана. Я у него взял и проводил его на пароход, билет у него был уже куплен. Он меня поблагодарил, а я его осудил: экая жадность, почему бы извозчика не нанять, носильщика - а то все на себе. Пошел на другую пристань, купил билет и в 2 часа уехал в Работки, где был уже в 5 часов вечера. Там мне попался знакомый ямщик, который к 11 часам ночи привез меня в Мурашкино.
По приезде домой я пошел к Пресняковым, которые приняли меня очень радушно. Василий Васильевич Пресняков был прежде богатым купцом, на его усадьбе и храм поставлен. Он был и строителем храма, и председателем общины. Вот весь его приход и уполномочил быть ходатаем за меня. Составили прошение, все подписались, и вместе с ним мы поехали в Москву на Собор. По пути заехали в Нижний к владыке Гурию. Тут был и владыка Тихон, который тоже ехал на Собор, был и протоирей о. Иоанн Моржаков, и всем им Василий Васильевич показал прошение. Они прочитали и сказали, что прошение это ничего не даст, потому что „вы своего священника расхвалили, как говорят, через края".
Пригласили к чаю. Василий Васильевич о моем согласии ничего не знает, потому что он уехал с Собора в воскресенье, а я, как говорил выше, дал согласие в понедельник. Но я пока молчу и не объявляю.
Он начинает рассказывать жене: „Аннушка, ты бы посмотрела и послушала, что творилось на соборе, - так в истерику впала бы. Человек десять священников кругом обступили любимого нашего батюшку и начали голосить: просим, просим, просим. За ноги и за руки хватают, в ноги кланяются. Особенно маленький попишка Петр Селин: сам маленький, а язык большой. Эти попы, видимо, специально такие операции проделывают, как цыгане и цыганки на большой дороге. До тех пор нашего батюшку замордовали, что он заплакал даже, зарыдал, как ребенок. Один батюшка с Рогожского кладбища вступился за нашего батюшку: „Отцы! Что насилуете человека? Раз боится принять великий сан!" А эти дергуны закончили: „Иди, иди. Тебя это не касается". Затем был перерыв - обед. В 5 часов опять заседание возобновляется. Все епископы опять предлагают убедить нашего батюшку. Аннушка, я в этот момент так разгорячился, откуда-то у меня смелость. Подбегаю к столу, где заседают святители и возвышенным голосом заявляю: „Владыки святые! Я прошу и умоляю: оставьте у нас нашего батюшку. Приход у нас большой и разбросанный, и такой батюшка, как наш, нам необходим..." Дальше мне говорить не дали. Я тогда вынимаю из кармана прошение, и мне желательно вручить его председателю собора архиепископу Мелетию, со словами, что если не хотите слушать один голос, то прослушайте 300 голосов. В этот момент вскакивает епископ Геронтий, вырывает из рук моих прошение и гневно говорит: „Что выше: епархия или какой-то приход? Хотя бы, по-вашему, он был и большой..." Вот, Аннушка, какой шум, да представь, что это не один день: среда, четверг, пятница. А в субботу, видимо, самарцы уехали в Павловский Посад - просить протоиерея о. Стефана Чертихина. Вот, Аннушка, такие дела. А теперь, слава Богу".
Выслушав все это, я немного помолчал, потом собрался с силами и заявляю: „Василий Васильевич, а ведь я дал согласие. Тогда, после вас в понедельник..." И все рассказал по порядку. Их точно громом поразило, и стали они гневно и в беспорядке говорить. Видя их горестное душевное настроение, я поспешил удалиться к себе на квартиру.
В праздник Воздвижения Честнаго Креста Господня 14 сентября после литургии Василий Васильевич обратился к молящимся: „Братие! Наш любимый батюшка нас оставляет. Нужно его просить, чтобы он постарался найти после себя заместителя - священника". Все стали просить. Я дал согласие найти священника и добавил, что не оставлю вас, сирых, не уеду до тех пор, пока не будет нового священника.
Ездил я к владыке Гурию, который указал кандидата, дьячка старообрядческого храма села Собакино Арзамасского уезда. Я туда посылал человека - сына диакона Николая Ивановича Шешунова, который сумел уговорить кандидата и получить от него согласие быть священником.
Свою дочь Ольгу Ивановну я выдал замуж за Павла Николаевича Грузкова из села Стрельнико-во Костромской области. Бракосочетание совершал священник деревни Цедни Степан Андреевич Кисляков - в Мурашкине 10 ноября 1928 года. После свадьбы пробыл с любезными детьми до 17 ноября и в этот день уехал в Чернуху, где уже был владыка Гурий и диакон Михаил, которые сильно беспокоились: а вдруг я не приеду.
19 ноября я принял постриг с наречением имени Иринарха, выбранного владыкой Гурием (именинник 28 ноября - св. мученика Иринарха). В этот же вечер меня отвезли в Деворин - это в лесу женский монастырь, в двух верстах от Чернухи, где игуменьей была матушка Анисия, препростая, смиренная, святая. Отвели мне келью, изолированную, с отдельным ходом. Пищу мне подавали холодную - один раз в день, что было поручено расторопной инокине-старушке. Ночевал я в затворе первую ночь и там же первый день - понедельник - провел. К вечеру принесли холодную пищу: капусту, огурцы, свеклу и картошку, литровую кружку квасу и два куска по фунту пшеничного и аржаного хлеба. Думаю, что это норма не затворнику, а хорошему работнику. А вот чайку бы! И такая сделалась жажда! Думаю: это мне испытание. Аз, грешный, привык к щам мясным да к густому чаю, к сладкому вину. Прости, Господи, мне, многогрешному новому иноку Иринарху. Составил себе винегрет, покроша картофеля, капусты, огурцов, свеклы, и налил квасу. Прочитал молитву и начал уписывать так, что, как говорят, за ушами пищит. И вышел ужин вкусный-превкусный.
Пришел вторник - праздник 21 ноября: Введение в Церковь Пресвятыя Владычицы нашея Богородицы и Присно Девы Марии. Расторопная матушка принесла мне обед, но не в вечер, а часов в 12, и не холодный, а горячий, из трех блюд: щи, каша и жареная картошка. Покушал я и стал читать Четь-Минею на русском языке. Вечером приносят ужин, от которого я отказался. Ночью, с праздника на среду, часы не помню, стучатся ко мне в дверь. Сама игуменья сотворила молитву Иисусову. Я отпер дверь. Входит матушка и печальным дрожащим голосом говорит: „Отче святыи, потрудитесь исправить инокиню (имя, к сожалению, я теперь забыл). Она молодая, а теперь при смерти".
- „А почему вы так заключили?" - спрашиваю я. А она отвечает: „ Она чахоточная и сейчас у нее хлынула кровь горлом. А таких случаев у меня было два, это третий. Потрудитесь..." - „А мне можно?" -„ А почему же нет? Спасти человека тебя Сам Христос прислал к нам, грешным. У нас есть духовный отец, да мирской, да молодой, да когда его призовем, это пройдет время, а она может не дожить". Я пошел.
Пришел в келью больной. Лежит молодая инокиня, очень красивая, но бледная, как полотно, лежит прямо на полу. Около нее стоит таз, полный алой крови. Дышит тяжело, кровь еще не совсем унялась. Я приступил к исповеди. Больная от чистого сердца со слезами рассказала мне все свои вольные и невольные грехи от юности и до сего часа. Причастить больную, с общего согласия с игуменьей, я воздержался, пока не остановится совсем кровь. Действительно, минут через 30 кровь остановилась. Больной дали прополоскать рот и умыли уста. После этого я преподал ей Святые Тайны -Животворящее Тело Христово и Животворящую Кровь Христову, сиречь причастие. Затем она слабым, но ясным голосом сказала: „Духовный отче святый и ты, матушка игуменья, и вы все, любезные о Христе сестрицы, простите меня грешную, и вас всех Бог простит".
Я благословил читать канон на исход души, а сам сел отдохнуть. Как только прочитали канон, она стала дышать реже и реже. Затем сильный вздох - и все...
Я ушел в свой затвор, а матушки приступили обряжать преставльшуюся согласно своего иноческого устава. По просьбе игуменьи пришлось мне совершить и погребение. Только начали, приезжает священник - их духовный отец, которого я пригласил на совместное служение. Когда кончили, я ушел в свой затвор. Теперь не помню, в какой день ее отпевали и где и на какое кладбище ее положили. Приглашали меня на общую поминальную трапезу в трапезную, но я отказался. Тогда мне принесли всего в келью.
Всего в затворе пробыл я только 15 дней, за 25 дней остался в долгу, вероятно, без отдачи.
В понедельник 4 декабря я выехал из Чернухи. Приехал в Мурашкино накануне Николы - 5 декабря. Всю ночь провел в сборах. Часа два соснул - и к литургии. Литургию служил новый священник о. Стефан. По окончании литургии и молебна я обратился к молящимся с маленьким назидательным словом, поздравил их с новым пастырем, просил почитать и уважать нового батюшку, снабжать его всем необходимым и по-христиански любить его. Потом подчеркнул, что я своему обещанию остался верен - не оставил их сирых. Затем стал прощаться. И в этот момент пошел плач, особенно женщин, которые ко мне благоволили. Старался, как можно, их успокоить. Ведь мне надо было торопиться: 10 декабря была назначена хиротония, и был дорог каждый час. Домой пришел уже в первом часу, а в два часа нужно было выезжать. Подали лошадей, в распряжку на розвальнях; на одни дровни уложили багаж, на другие сели мы: я, сын Анатолий и извозчик. Выехали во двор. Подвозчики были свои прихожане - духовные дети из Бакалды. Провожать собралось человек двадцать, из них один единоверец, живущий напротив, сосед Иван Константинович Пузанков, который сказал речь. Провожающих собралось очень бы много, но я объявил отъезд в 4 часа, а выехал в 2 часа.
Благополучно доехали до станции Пьянский Перевоз Московско-Казанской ж. д., где я и купил два билета до Самары. Пошли сдавать багаж. Извозчики моментально весь багаж распаковали и перенесли к весам. У весов очереди и никакой задержки не было, багаж сдали, получили квитанцию. При себе у нас остался только один чемоданчик. Извозчики стали с нами прощаться и желать счастливого пути. Я стал спрашивать, сколько им нужно за труды. „ Ничего! Как можно брать со своего духовного отца?" Тогда я прибег к другой комбинации: вложил деньги в конверт и вручил им: „Вот вам на угощение. Как приедете домой, устройте вечер и угостите своих жен". Они поблагодарили и уехали. А мы с сыном пошли на станцию ждать поезда.
Сели на поезд, но ехать пришлось недолго - всего два пролета на 70 верст до Арзамаса. Здесь была пересадка, где пришлось переждать два часа. Благополучно погрузились. Это было еще 6 декабря - день праздника Святителя Христова Николы, который как скорый помощник и заступник и нам помогал в пути. Нашли указанные в билете верхнее и нижнее места и от переутомления быстро заснули, как говорится, богатырским сном.
Проснулись утром в 9 часов. День был четверг. Погода выдалась ясная, морозная. Соседи, которые помещались рядом с нами, оказались людьми очень хорошими. Здесь подоспела какая-то станция. Сосед берет большой чайник и обращается к Анатолию: „ Молодой человек, может быть, послужишь нам старикам: слетай-ка за кипятком". Анатолий стремглав помчался и принес кипятку. Вероятно, ему эта услуга понравилась: как только станция, так Анатолий и предлагает свои услуги. А сосед шутник такой: „ Молодой человек, нас запоишь кипятком. А знаешь, есть русская пословица: „Вода - не водка, много не выпьешь", и еще одна: „Вода и мельницы ломает".
Но вот к вечеру кипяточку-то захотелось. На какой-то небольшой станции Анатолий побежал за кипятком. А кипяток оказался далеко, да еще за ним и очередь. А паровоз стоял недолго. Прозвенел третий звонок, и поезд тронулся. Все побежали. Анатолий растерялся: что делать? Кипятка не достал, а паровоз ждать не хочет. Какой-то гражданин, тоже из нашего вагона, дернул его за рукав: „ Ты чего рот-то разинул? Бежим скорее, а то останемся". Прыгнули уже в самый последний вагон. Здесь Анатолий обращается к гражданину: „Да ведь это не тот вагон, нам нужен третий". „Ах, ты, растяпа, - отвечает гражданин, - ты что, первый раз в поезде едешь? Раз опоздал - садись в любой, какой подвернется, а там перейдешь. Ведь мы едва сели в последний вагон, а то проморгали бы и сидели бы раздетые на станции". - „А как же теперь?"- „Вот как. Скоро будет большая станция, там поезд стоять будет 20 минут. Вот там мы спокойно и перейдем в свой вагон, только от меня не отставай. Ты привык со своим отцом-попом на кобыле ездить, а это железная дорога!" - „А у нас и кобылы-то не было, а были жеребец и корова". - „Ну, все равно, лошадь, ее остановил - и баста. Вот и станция. Ну, пойдем, слезай, не моргай".
Набрали кипятку и прошли в наш вагон. Гражданин идет вперед, а Анатолий за ним. Гражданин обращается ко мне: „Вот, батюшка, ваш сынишка. Остался бы, если бы не я. Видимо, едет по железной дороге в первый раз". - „Да, - отвечаю, - действительно в первый раз, приношу вам глубокую благодарность. Спаси Христос! - „Наверное, вы волновались?" - „Да, было дело. Но ваша жена подошла ко мне и сказала: „Не беспокойтесь, батюшка, мой муж тоже не вернулся. Вероятно, сел в другой вагон и сынишку вашего с собой взял". Только здесь я немного успокоился и набрался терпения -ждать до следующей станции. Все успокоились, все были рады. Я достал подаренные мне в дорогу пироги и оладушки, накормил сына, и он, выпив два стакана „трудового" кипятка, лег на верхнюю полку и заснул. А я, многогрешный, в душе молитвенно поблагодарил Бога и Его великого угодника Святителя Николу за помощь. Это скорый помощник Святитель Никола помог.
Анатолий спит, а мои соседи долго не спали, вспоминая и приводя примеры об отстающих пассажирах, когда не только такие неопытные мальчики, но и взрослые пассажиры делали ошибки.
Прошла ночь. Наступила пятница - 8 декабря. В 11 часов поезд пришел к вокзалу Самары. Нас встретил священник о. Григорий Маслов и Степан Григорьевич Гузиков. Поздоровались. Потом они отошли от меня в сторону и о чем-то крупно разговаривали. Даже руками размахивали. Далее подходит ко мне Гузиков: „Пожалуйста, садитесь вот на эту пролетку". Я сел. Рядом садится Гузиков, а напротив сын. Подошел о. Григорий, заявляет: „Степан Григорьевич! Вы так по-своему делаете?" - „А как же? - отвечает Гузиков. - „Извозчик, трогай!" -„А я должен с вами..." - „Нет места! - отвечает Гузиков. - берите себе извозчика".
Поехали. Дорогой спрашивают: „Степан Григорьевич, что-то у вас какой-то конфликт с батюшкой". - „Да что вам рассказывать? Вы нам телеграфировали, чтобы вам была приготовлена изолированная квартира. Церковный совет принял меры разыскать квартиру. Это стоило многих трудов, потому что с квартирами сейчас большой кризис. Наконец, наши поиски увенчались успехом, нашли. Только пришлось внутренний ремонт взять на себя. Домик во дворе, особняк из четырех комнат. Хозяйка имеет три небольших домика, сама живет позади усадьбы. Ваша квартира посреди усадьбы, а по фасаду, выходящему на улицу, квартируют квартиранты. Хозяйка - старушка, очень интеллигентная, гуманная. Плата - 30 руб. в месяц. Вот мы на собрании и решили всем церковным советом, чтобы по приезде вас сразу привезти в новую квартиру. А о. Григорий настаивал, чтобы вас отвезли к нему. А у него большое семейство и постоянно чужой народ". А вот и квартира - Уральская улица, д. 117.
Вошли в калиточку, прошли до середины дворика, где маленький особняк. На крылечке стоял высокий поджарый мужчина, лет шестидесяти с лишним, с редкой седой бородкой, подстриженный в кружок, на нем синяя русская рубашка, на которую надет безрукавный стеганый жилет. Также на нем стеганые на ватине толстые штаны, на ногах белые чесаные сапоги, на которых резиновые, вероятно №14, галоши. На голове шапка, небось, лет сорок ношена. На вид мужчина очень суровый и сердитый. При виде нас снимает шапку и кланяется до земли: „Прости меня, отче святый, и благослови, и помолися о мне грешном - будущем твоем слуге послушнике Симеоне".
Я его благословил. „ Просим милости, входите в свою келью". Вошли. „Раздевайтесь". Степан Григорьевич поясняет: „Этот человек - природный старообрядец, уроженец Самары. Имеет свой домик на этой же улице, только в начале - №8, на берегу речки Самарки, где мост, через который проходит железная дорога. Святое имя его - Симеон Иванович Пырсин. У него три сына, все женатые. Старший отделился, ушел к теще, видимо, много нагрешил. А второй и младший живут с ним. Второй - в задней квартире, а младший - в передней. Зовут его Михаилом, славный парень". - „Какой парень, - вмешался Семен Иванович, - когда он имеет троих детей". - „Миша ходит на клирос, числится у нас хорошим певцом. Голос у него - бас, и бас очень складный, бархатный, покладистый. А жена у него - Поленька, чудная женщина, настоящая русская древлеистинная христианка. А вот, отче, скажу самое главное: сей раб Божий Симеон изъявил на общем собрании желание, что он будет служить будущему епископу верой и правдой - безвозмездно в течение целого года.
Семен Иванович грубым басом заявляет: "Бот что, Степан Григорьевич, есть русская пословица: "Соловья баснями не кормят". Поди-ка «скорей к своей благоверной Ольге Степановне, пусть что-либо приготовит и принесет, а то я и сам приду. А сейчас я буду ставить самовар. Ну, пока до свиданья"
Семен Иванович начал ставить самовар, а сам вместо молитвы приговаривает: "Краснобай, навалился, как прежде в своих магазинах умасливать покупателей, вот приходится теперь трудиться, не слушали Апостола..."
Я посмотрел комнаты, и келарь всё бурчит: "Тонкий человек, а не понимает, что люди с дороги приехали, устали, кушать хотят... А сам-то наверно, прежде, чем ехать на вокзал, натрюкался..." В это момент упала с самовара труба. " Ишь ты, не хочет стоять на огне..."
А время уже 2 часа. Наконец, самовар поспел. Звенит звонок. Келарь впускает женщину, которая извиняется: " Простите уж Христа ради, задержала". Принесла большую корзину. Сверху что-то белое. Это скатерть. Развернула и накрыла стол. Вынимает пачку чаю, чайник: "Заваривай, Семен Иванович". Далее вынимает три стакана, три блюдца и три чайные ложки, вазу варенья, сахарницу с сахаром. На тарелке порядочный пирог и белый и аржаной хлеб, большую чашку винегрета: тут и картофель, и капуста, и свекла, и морковь, и яблоки моченые, и вишня заливная. Одном словом, настоящий винегрет, налито масла порядочно, масло - горчичное...
| |
Категория: Топ материалов | Просмотров: 169 | |
Всего комментариев: 0 | |